Яндекс.Метрика

Коллекции

Коллекция живописи и графики

Коллекции живописи у нас в Музее насчитывает уже более пятидесяти работ. В коллекцию входят работы как местных художников, так и художников Москвы и Санкт-Петербурга. Коллекция формировалась, начиная с 90-х годов, после открытия в нашем Музее картинной галереи.

Помимо работ Сергея Новоселова, в коллекции есть многочисленные и яркие работы Ирины Савкиной, в то время молодой художницы, которая искала себя в разных жанрах. Но лучше всего Ирине удавались незабываемые северные пейзажи – тундра, озера,  реки и северное сияние.

Украшением нашего собрания являются работы Игоря Раздрогина – преподавателя Ленинградской академии художеств, которую заканчивал Сергей Новоселов.  Автор живописных работ «Оленевод» и «Оленье пастбище» является лауреатом Государственной премии СССР, а также его работа находится в Третьяковской галерее.

Присутствуют в собрании музея и работы Анатолия Рачинского, Владимира Истомина и Валерия Праскова – это профессиональные художники, проживавшие в Анадыре. Владимир Истомин и Валерий Прасков – авторы реалистического пейзажа, а вот работы Анатолия Рачинского заставляют нас задумываться – это и яркие пейзажи средней полосы России, и  необычный автопортрет и другие самобытные работы. Дело в том, что Рачинский был музыкантом и только в зрелом возрасте пришел к изобразительному творчеству, получил образование и стал профессиональным художником. Отсюда и необычное сочетание музыки  и живописи.

Особое место в собрании живописи нашего музея занимают работы Александра Лаврина. Он автор многочисленных живописных работ о чукотской природе, о жизни местного населения. Кроме того, Александр Лаврин является автором герба Чаунского района. Сейчас Музеем проделана большая работа – художник проживает в городе Воронеж и уже там он принял решение передать в дар нашему музею свои живописные работы в количестве более двадцати. Учитывая его большой вклад в жизнь и историю Чаунского района, эти работы нами были привезены и сейчас находятся в стадии обработки.

Достойное место в коллекции живописи занимают работы местных художников – Антона Вытельгина и Владимира Анкавье. Это, прежде всего, пейзажи и чудесные динамичные картины из жизни северных животных – оленей, медведей.

В картинной галерее Музея регулярно проводятся художественные вернисажи, в которых экспонируется эта коллекция. В длинную полярную ночь людям – посетителям музея так не хватает чего-то радостного, светлого и красивого.

Начиная с 90-х годов двадцатого столетия, наш музей стал формировать коллекцию изобразительного искусства. В собрании музея есть графические и живописные работы местных художников. Основное и по праву заслуженное место принадлежит известному мастеру лирического и романтического пейзажа Сергею Новоселову. Сергей Новоселов – профессиональный художник, живописец, график, член Союза художников России.  Новоселов закончил художественное училище во Владивостоке, а в 1979 году – Ленинградскую академию художеств. Долгое время жил и работал на Чукотке, в Певеке преподавал на художественном отделении Школы искусств, был участником многих всероссийских и даже зарубежных выставок. Персональные выставки Сергея Новоселова проходили в районном краеведческом музее, на предприятиях Чаунского района. В Муниципальном учреждении культуры «Чаунский краеведческий музей» в картинной галерее представлялись работы Сергея Новоселова на вернисажах «Утро России», «Краски Севера», «Отколовшаяся льдина». Графические работы Сергея Новоселова – это работы, выполненные в технике гуаши, акварели, литографии, линогравюры. Художественные работы представлены сериями «Русская Америка», «Дети Чукотки», «Чукотка. Времена года». Серия «Чукотка. Времена года» представлена лирическими чукотскими пейзажами – тундровые озера и речки, восходы и закаты над Чаунской губой, северное сияние и многие другие характерные сюжеты неповторимой северной природы. Необыкновенно яркая и выразительная серия у Новоселова «Дети Чукотки» - одна из самых известных работ этой серии «Игра в эскимосский мяч» - в основе композиции три девочки в национальной одежде, играющие в эскимосский мяч. Поднятые вверх руки, развевающиеся волосы – все это удивительно передает динамику спортивного состязания на фоне летней умиротворенной тундры и неба с неподвижными облаками. Серия работ «Русская Америка» - носит романтический характер, призывает зрителя к размышлениям о сущности героических будней мореплавателей, одна из самых ярких работ этой серии «Бессмертные» - в центре композиции на темном фоне изображение фрагмента трех мачт с парусами корабля русского флота под Андреевским флагом. Стремительность движения парусника подчеркивает размытое на черном фоне изображение трех погибших во время долгого плавания к берегам Америки матросов, возносящихся в небеса.

Всего в этой коллекции 22 графических листа. Помимо серий есть и одиночные работы. Чаще всего мы экспонируем их во время временных выставок. Сейчас Сергей Новоселов живет на Сахалине, по-прежнему ведет активную творческую жизнь. Хочется добавить еще, что Новоселов вырастил сына – яркого и самобытного профессионального художника Константина Новоселова, который живет в Санкт-Петербурге.

Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства

        Обработка меха и кожи – древнейший вид домашнего промысла коренного населения Чукотки. Занимались ею только женщины. С раннего возраста девочки познавали природные свойства материала и овладевали всеми навыками художественного шитья. Прекрасное знание природных свойств меха и кожи, использование разнообразных орнаментальных мотивов и элементов декоративного оформления позволили чукчам и эскимосам превращать обычные вещи в подлинные произведения искусства.           

       Искусство арктических народов часто называют уникальным. Люди, живущие в экстремально тяжелых природных условиях, действительно создали исключительно своеобразную художественную культуру. Распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких регионах – на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем, именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических районов.

Крупнейшим центром косторезного искусства Чукотского полуострова является Уэлен, поселок морских зверобоев и оленеводов, расположенный неподалеку от мыса Дежнева, там, где соединяются воды Ледовитого и Тихого океанов. Резная кость Уэлена – «визитная карточка» современной Чукотки.

 

          

Коллекция нумизматики

       Промышленное освоение Чаунского района – вот то, с чего начинался наш Музей, поэтому рассказ об истории экспонатов начинается с коллекции нумизматики. Это собрание из нашего Музея экспонировалось под названием «История Чаунского района в значках и плакетках». Собрание фалеристики – часть фондов Чаунского краеведческого музея. В период начала семидесятых и до конца восьмидесятых годов в районе в системе службы быта существовало такое подразделение как сувенирная мастерская, которая изготовляла памятные сувениры из кости, меха, бисера. Наряду с этим были любители-энтузиасты. Которые занимались чеканкой по металлу, изготавливая панно на традиционные северные сюжеты. Такие мастера-любители как А.Шлосман,  Ю.Саркисов и др. долгое время проживали в Певеке, участвовали в общественной, спортивной и культурной жизни района, отражали наиболее яркие события в изготовлении сувенирных, памятных, юбилейных значков. Таким образом было положено начало формирования собрания фалеристики. В начале девяностых годов художником А.Лавриным был разработан эскиз герба города Певек, по которому позднее был изготовлен сувенирный значок. Кроме того, в коллекцию вошли сувенирные значки различных делегаций и экспедиций, побывавших в Чаунском районе. В последнее время к празднованию крупных юбилейных дат района, города и предприятий в различных городах центральных районов страны изготавливаются юбилейные значки. Достаточная часть коллекции – это значки, посвященные спортивным событиям Чаун-Чукотки. Эту часть коллекции помогает формировать С.Левин. Яркая черта этого собрания нашего Музея – малый тираж каждого значка. Вся коллекция насчитывает более ста единиц хранения.  Данная коллекция экспонировалась на передвижных выставках в музеях Анадыря и Норильска.

Яндекс.Метрика