Слово «Чукотка» явно русское по звучанию, образовано от русского названия древнего народа – чукчей. Слово «чукчи» происходит от «чаучу» - «богатый оленями», оно известно из донесений М.Стадухина и С.Дежнева уже 350 лет. Таким образом, в понятии «Чукотка» отражено его содержание – это область проживания оленного народа (чукчей), давно находящаяся под влиянием России.
Четыре-шесть тысяч лет назад все новые и новые костры охотников и рыболовов загорались то в одном, то в другом месте бескрайних тундрах Северо-Восточной Азии. Именно тогда, при наиболее благоприятных климатических условиях, происходило самое интенсивное освоение Чукотки и всего азиатского Крайнего Севера.
Расселение людей происходило путем освоения ими соседних нетронутых охотничьих угодий. Это был весьма длительный процесс. Охотнику все равно куда двигаться, лишь бы не оказалось на пути непреодолимых препятствий, и был зверь для охоты. В конце концов ко П тысячелетию до н.э. довольно однообразная материальная культура охотников и рыболовов распространилась по Чукотке.
На Чукотке ведутся постоянные археологические раскопки. При раскопках археологам часто встречались так называемые «крылатые предметы». Образец «крылатого предмета» находится в нашей экспозиции. Существует несколько гипотез предназначения этих предметов. То их считали культовым изображением птицы или бабочки, которое подвешивалось на ремнях во время китового праздника, то своеобразной головкой гарпуна, укрепляемой на носу каяка и используемой при охоте на кита прямо на таран. Известный ученый Н.Диков предполагает, что «крылатый предмет» являлся носителем духовной силы шамана и вместе с тем, талисманом, вместилищем духа-покровителя рода или его предка. Недаром средняя часть «крылатых предметов» часто оформлена в виде человеческого торса или лица.
В нашей экспозиции представлены уникальные рисунки древних людей. Наскальные рисунки, или петроглифы – замечательные памятники древнего искусства. Это ценнейший источник, помогающий понять духовный мир древнего человека, его верования, мифологию и обряды. Они отражают те стороны жизни наших предков, о которых иногда нельзя получить представление по сохранившимся археологическим материалам.
В нашей экспозиции представлен макет жилища коренного населения – яранги. Русское слово «яранга» произошло от чукотского «яраны» - жилище, введенного в русскую речь казаками-первопроходцами. Яранга является результатом многовекового творческого поиска жителей Крайнего Северо-Востока. Яранга – это не просто жилище оленевода-кочевника, это место, где проходят различные праздники, обряды, где рождаются и умирают, именно поэтому ярангу не может заменить никакое другое жилище, каким бы удобным оно не казалось с первого взгляда.
В витринах расположены предметы быта, многими из которых коренное население пользуется в тундре до сих пор, это посуда из дерева, орудия труда – скребок для выделки шкур, аркан для ловли оленей, сеть для вылова нерпы. В этих же витринах можно увидеть и ритуальные предметы, это бубен - яряр, огниво для добывания праздничного огня.
Одежда - важный элемент материальной культуры чукчей и эскимосов. Она прекрасно приспособлена к суровым условиям Крайнего Севера. Ее покрой, назначение и материал для шитья определялись не только климатическими условиями, но и хозяйственной деятельностью населения. Одежда подразделяется на мужскую, женскую и детскую.
Из всех районов Чукотского автономного округа Чаунский район является наиболее промышленно развитым. На территории нашего района известны месторождения твердых металлических полезных ископаемых, таких как золото, олово, ртуть, вольфрам. Золото, которое является самородным минералом, добывается как из россыпных месторождений, которые расположены в долинах рек и образовались за счет разрушения скальных пород, так и из скальных пород – коренные месторождения.
Неотъемлемая часть экспозиции по естественной истории – предметы коллекции палеонтологии – останки древних млекопитающих, а также предметы из коллекций современной флоры и фауны – растения и животные, обитающие на просторах арктических тундр и морей.