Яндекс.Метрика

Текущие выставки

«Косторезное искусство»

Искусство арктических народов часто называют уникальным. Люди, живущие в экстремально тяжелых природных условиях, действительно создали исключительно своеобразную художественную культуру. Распространенное когда-то по всему Северу, косторезное искусство существует в наши дни лишь в нескольких регионах – на Аляске, в Якутии, а также в Чукотском автономном округе. Причем, именно на Чукотке оно сохранилось в наиболее полном объеме, именно здесь продолжают развиваться стилистические традиции, утраченные художниками других арктических районов.

 

 

Крупнейшим центром косторезного искусства Чукотского полуострова является Уэлен, поселок морских зверобоев и оленеводов, расположенный неподалеку от мыса Дежнева, там, где соединяются воды Ледовитого и Тихого океанов. Резная кость Уэлена – «визитная карточка» современной Чукотки.

 

 

Резьба и гравировка по кости приобретают в наши дни особое значение, прежде всего, для самих северян. В эпоху, когда стремительно исчезает их родной язык, когда уходят в прошлое традиции предков, косторезное искусство становится для береговых чукчей и азиатских эскимосов одним из наиболее ярких проявлений их национальной культуры.

   

Косторезному искусству Чукотки не менее 2 тысяч лет. Об этом свидетельствуют результаты археологических исследований, в том числе, раскопки близ Уэлена, где были обнаружены одни из самых совершенных произведений древнего искусства Арктики. Поражает мастерство, с которым выполнены старинные амулеты и украшения, наконечники и головки гарпунного древка. Их поверхность покрывает сложный орнамент, имевший в глазах первобытных охотников священное, магическое значение. Многие древние изделия отличаются такими высокими художественными достоинствами, что смело, могут быть названы подлинными шедеврами мирового первобытного искусства.

 

 

Находки археологов не оставляют сомнений в том, что многие сотни лет назад на побережьях Берингова пролива уже существовала зрелая изобразительная традиция. При проведении археологических раскопок в окрестностях Уэлена часто встречается изготовленное из кости охотничье вооружение. Изящный геометрический орнамент, выполненный в технике гравировки, покрывает наконечники гарпунов. Тонкие, сходящиеся под острыми углами линии, подчеркивают их стреловидные обтекаемые формы.

 

Иной характер у декора на массивных втулках из моржового клыка, закреплявшихся на переднем конце гарпунного древка. Помимо геометрических фигур – треугольников, ромбов, кругов и овалов, - на головках гарпунного древка можно увидеть рельефные изображения таинственных ликов с широко раскрытыми глазами, а также сомкнутые медвежьи клыки. Подобный орнамент имел, несомненно, магическое, сакральное значение. Взяв в руки гарпун, покрытый священными знаками, охотник ощущал в себе силу могущественных духов, представлял себя белым медведем – «хозяином ледяных просторов». Рельефный декор выполнял, по-видимому, и чисто практическую функцию: легкие выступы на оружии позволяли прочнее удерживать его в руках.

 

При проведении археологических раскопок на северо-востоке Чукотки найдены многочисленные зооморфные скульптуры, игравшие, вероятно, роль амулетов. Несмотря на небольшие размеры, фигурки медведей, тюленей, моржей отличаются исключительной выразительностью и большой силой эмоционального воздействия. Персонажи всегда хорошо узнаваемы: будучи потомственными зверобоями, резчики по кости с помощью отдельных, тонко подмеченных деталей передавали особенности строения тела северных животных, их характерные позы и повадки.

 

 

Массивны и тяжеловесны изображения белых медведей. Чтобы передать мощь этих грозных зверей, мастера часто изображали их с оскаленными пастями. Поверхность зооморфных изображений, созданных резчиками древней Чукотки, старательно орнаментирована. Детально проработанные узоры отмечают на теле зверя жизненно важные центры: в них должен был направить копье охотник.

 

 

Антропоморфная скульптура изображала, по-видимому, прародителей племени. Миниатюрная личина – уменьшенная копия шаманской маски, лик, венчающий декоративную пластину, свидетельствуют о том, что древние художники стремились к созданию ясных, лаконичных, легко запоминающихся образов. Резчики по кости сумели наделить свои произведения особой внутренней силой.

 

 

Изготавливая ручки ведерок для «кормления» убитых животных, резчики нередко украшали их цепочками из моржового клыка. Цепочки имитировали железные цепи шаманов, и, согласно поверьям, обеспечивали удачу на промысле.


 

 

 

 

Об истории медицинских учреждений в Чаунском районе

2020 год показал нам, как важна для всех такая отрасль, как медицина. История медицинского обслуживания в Чаунском районе начинается раньше, чем история самого Чаунского района. Предлагаем Вашему вниманию выставку из собрания музея. Большая часть документов связана с биографией Б.П. Бутенко, именно его имя носила наша больница, с которой связана его трудовая биография.

Буклет 70 лет здравоохранению Чаунского района

  

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 


«Мужчина средних лет»

Плакат художника С. Новосёлов. Вхождение в должность.


«Мужчина средних лет» – так назывался сольный концерт Анатолия Александровича Оськина, именно таким он и остался в нашей памяти – харизматичный, весёлый, удивительно лёгкий человек – бывший начальник Управления культуры Администрации Чаунского муниципального района.

Анатолий Александрович был одним из участников легендарного вокально-инструментального ансамбля «Арктика» Дома культуры г. Певек, гастролировавшего по городам и весям Дальневосточного округа. Помимо участия в музыкальном коллективе, Анатолий принимал участие в театральных постановках в качестве осветителя и звукооператора.

В 1983 Анатолий Александрович возглавил отдел культуры Администрации. Мало кто ожидал, что молодой человек, далёкий от работы чиновника, в короткий срок сможет развернуть деятельность, которая преобразует маленький отдел в жизнеспособное Управление культуры, объединившее культуру и спорт Чаунского района.

Сольный концерт «Мужчина средних лет», подготовленный к сорокалетию Анатолия собрал полный аншлаг в Доме культуры.

Детищем Анатолия Александровича стал фестиваль песни «Утренняя звезда». Сколько талантливых и голосистых детей открыл фестиваль! Совсем юными в нём принимали участие Саша Солянников, Коля Смыкалов, и многие, многие другие, для которых песня и сегодня любимое хобби.

Еще одно детище Анатолия Александровича – Отдел быта и этнографии в селе Рыткучи, именно он смог решить все организационные вопросы, связанные с сохранением мемориального наследия чукотской мастерицы и сказительницы Клавдии Геутваль.

А еще были встречи у городской ёлки в Новогоднюю ночь, которые проходили широко и неформально с огромным новогодним костром, ледниковой горкой для детворы, национальные праздники, просто уличные гуляния, в которых всегда принимал участие Анатолий Оськин.

В конце 90-х Анатолий Александрович возглавил Департамент культуры Чукоткого АО. А позже стал директором центра развития народных промыслов и возглавил Уэленкую косторезную мастерскую. Многие изделия умельцев из Уэлена завоевывали популярность и разошлись по всему миру! Сегодня их покупают музеи и частные коллекционеры из Швеции, Франции, Германии. В Певеке проводились выставки мастеров Уэлена, а работы пополнили собрание Чаунского краеведческого музея.

Предлагаем Вашему вниманию выставку из собрания Чаунского краеведческого музея, при участии личного архива С. Смирнова и архива Певекской школы искусств, в память об этом удивительном человеке и о его вкладе в культуру Чукотки.

 

  Среди педагогов Певекской школы искусств. 1983 г.    Приглашение на сольный концерт "Мужчина средних лет"                     Коллектив ВИА "Арктика" -

                                                                                                                                                                                                                музыканты, вокалисты, танцоры.



   

                 ВИА "Арктика" на субботнике.                                                              Коллектив ВИА "Арктика" -                                                         Коллектив ВИА Арктика -

              На снимке Оськин А., Смирнов С.                                              Смирнов С., Кривченко В., Оськин А.                    Сморнов С., Кривченко В., Затурскас,Оськин А., Тищенко Г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               



  


       

                                                                     Коллектив ВИА "Арктика" - Смирнов С., Кривченко В., Оськин А.


   


                           


       Набережная Чаунской губы. На снимке Оськин А., Смирнов С.


Национальный костюм, выполнен К.Геутваль для А.Оськина. До конца 90-х А.Оськин использовал при проведении праздников.


Пеликен 2020

       В рамках проведения отборочного (муниципального)  этапа VI выставки – ярмарки народных промыслов «Пеликен 2020» Чаунский краеведческий музей предлагает выставку работ декоративно-прикладного искусства мастеров и мастериц Чаунского района.

Гыргольчайвына Марина Ивановна. Панно «Круг». Ровдуга, ровдуга, окрашенная ольхой; подшейный волос оленя; мулине. Аппликация, шитье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гыргольчайвына Марина Ивановна. Панно круглое. Рэтэм, подшейный волос оленя; мулине.

Аппликация и вышивка подшейным волосом оленя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гыргольчайвына Марина Ивановна. Панно «Ромб». Ровдуга, ровдуга, окрашенная ольхой; подшейный волос оленя;  мулине. Аппликация, шитье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гыргольчайвына Марина Ивановна. Расчесница. Ровдуга, ровдуга, окрашенная ольхой; подшейный волос оленя. Шитье, продержка, оплетка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гыргольчайвына Марина Ивановна. Шапка. Ровдуга, ровдуга, окрашенная ольхой; подшейный волос оленя; бисер; мулине. Аппликация, шитье.

 

 

 

 

 

 

Тынейильгин Геннадий Анатольевич. Брелок. Зуб моржа. Резьба по кости.

 

 

 

 

 

 

Гематагина Дарья Николаевна.  Кошелёк. Нерпичья шкура, камус оленя, шкура пыжика.        

Выделка шкур, шитьё.

 

 

 

 

Инетет Вера Викторовна. Ободок. Кожа, бисер. Выделка шкур, шитьё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тыневги Иван Иванович. Обрядовый ярар. Кожа, кость, дерево.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Семанишин Юрий Иванович. Нож сувенирный. Клык моржа. Резьба по кости.

            

                                                                        Семанишин Ю. И. Панно «Добыча». Бивень мамонта. Резьба по кости.

  

                                                                       Семанишин Ю. И. Рельефная сюжетная композиция «Битва». Клык моржа. Резьба по кости.                  

 

                                                                        Семанишин Ю. И. Рельефная сюжетная композиция «Медведи». Рог лося. Резьба по кости.

                                                                       Семанишин Ю. И. Рельефная сюжетная композиция «Природа». Клык моржа. Резьба по кости.

                                                                        Семанишин Ю. И. Рельефная сюжетная композиция «Хозяин тайги». Клык моржа. Резьба по кости.

                                                                       Семанишин Ю. И. Скульптура «Мамонт». Бивень мамонта, ребро кита. Резьба по кости.

                                                                        Семанишин Ю. И. Сувенир «Праздник».Череп, клыки моржа. Гравировка по кости.

      

                                                                      Семанишин Ю. И. Сюжетная композиция «Охота». Бараний рог. Резьба по кости.


Чукотская глаголица.

Народы, проживающие по всей территории России, невероятно разнообразны. Один из них – чукчи. Это народ, проживающий  в суровом климате на северо-востоке  страны, имеющий свой особый уклад, культуру и  язык. Углубленным изучением языка чукчей занимался в свое время российский этнограф Владимир Германович Богораз. Он опубликовал словарь чукотского языка, составил грамматику, изучал чукотский фольклор. Но первые исследования чукотского языка начались еще задолго до того, как Богоразом были опубликованы научные  труды. После установления торговых отношений с чукчами  происходило  постепенное внедрение этого народа в сферу деятельности государственной администрации России. К концу XVII века появляются первые документы о чукотских топонимах. Еще позже, к середине XIX века, уже ведутся активные работы по изучению слов чукотского языка, местного фольклора и этнографии. Согласно некоторым источникам, первая книга на чукотском языке была напечатана ещё в 1823 году тиражом в 10 экземпляров. Таким образом,  уже к 30-м годам прошлого века появляется литературный язык, на котором издаются чукотские стихи и проза. Письменность на чукотском языке существует с 1931 (первоначально — на латинской основе, с 1937 года — на кириллице), однако латиница еще "жила" в языке какое-то время. Спустя еще время, уже в 50-х годах, кириллистический алфавит чукотского языка пополнился  новыми знаками. В 20-м столетии  разворачивается обширная деятельность переводчиков и редакторов, помогающая функционированию языка, совершенствованию его письменности. В  20-м веке  были созданы специальные пособия по изучению языка этого отдаленного северного народа, учебники для школьников  младших, средних и старших классов, осуществлялся  перевод на чукотский язык книг, классических литературных произведений. На сегодняшний день родной язык  чукчей в основном живет как способ бытового  общения. Чаще всего на нем говорят люди  старшего  поколения, младшее поддерживает знание языка благодаря общению со старшими членами семьи (от 40 лет и более). Также чукотский язык широко распространен среди людей, занимающихся традиционными промыслами (оленеводством, выделкой кожи, рыболовством, охотой). Современные чукчи прекрасно говорят на русском языке, для многих из них это основной язык общения, однако они не забывают своих корней, хранят культуру народа, а вместе с ней и свой язык. Насколько мне известно, сейчас в Чукотском автономном округе  издаются пособия по чукотскому языку – словари, учебники. Они достаточно полные и отражают состояние языка на современном этапе. Но при этом нет ничего для детей, причем детей маленьких. Мне кажется, что очень важно начинать учить детей языку в самом раннем детстве. Такое учебное пособие должно быть ярким и выразительным – дети  познают мир через игру, значит, и пособие должно быть ярким,  игровым. В основе проекта лежит создание пособия в форме настольной игры - детские кубики с алфавитом и картинками. Давайте вспомним, как мы учились складывать слова и читать – из букв, нарисованных на кубиках. Вот так мы и будем учить чукотский язык – складывать слова из чукотской азбуки.  Форма кубиков выбрана, как архаичная, соответствующая музейным формам работы. Проект называется «Чукотская глаголица» так как письменность у чукчей получила свое развитие  именно с появлением кириллицы, т.е. русской  или славянской азбуки, а как нам хорошо известно, первая азбука Кирилла и Мефодия называлась глаголица, ну и «глаголить» значит говорить, т.е наш проект учит говорить по - чукотски. Для реализации проекта  отобраны чукотские слова, которые обозначают предметы или явления,  хорошо знакомые детям, на каждую буковку алфавита. Учащиеся – участники проекта,  посещали  музей – в Певеке – Чаунский краеведческий музей, в с.Рыткучи – Отдел быта и этнографии, в Санкт-Петербурге – Российский этнографический музей, и в музеях под руководством экскурсовода и педагога были выполнены  рисунки на заданную тему. На каждом  рисунке написано слово, обозначающее предмет или явление. Непременное условие проекта рисунки должны быть оригинальными,  любая перерисовка не допускается, было выполнено всеми участниками проекта. Вашему вниманию предлагаются работы учащихся Санкт-Петербурга, изостудии «Картинки» под руководством педагога Инны Багринцевой.  Хочу добавить, что дети из этой изостудии уже неоднократно принимали участие в наших проектах и выставках – в культурно-образовательном проекте «Ледниковый период или прогулки с мамонтами», а также в выставочных проектах «Великая Победа: наследие и наследники».

Говорит Бессмертный полк

        

Яндекс.Метрика